Закон о мониторинге страны происхождения при закупках товаров вступил в силу


Страна происхождения товара должна быть указана в договоре, заключаемом по закону “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (№ 223-ФЗ). Соответствующие изменения вступили в силу в понедельник – 31 августа 2020 года.

“При осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, в договор при его заключении включается информация о стране происхождения товара”, – следует из федерального закона № 250-ФЗ, принятого 31 июля текущего года и теперь вступившего в силу.

Правительство РФ наделено правом устанавливать минимальную долю закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, которую заказчики обязаны будут выполнить.

Как ранее отмечал председатель правительства РФ Михаил Мишустин, обязательное включение в договоры информации о стране происхождения товара “будет способствовать продвижению отечественной продукции при осуществлении закупок, в том числе в рамках импортозамещения и при реализации национальных проектов”. По его словам, это также “создаст благоприятные условия для предприятий российского бизнеса и увеличения объема их продукции”.

Москва планирует до конца года запустить электронный документооборот на этапе исполнения госконтрактов

Власти Москвы планируют реализовать в городской системе закупок (ЕАИСТ, ее использование является обязательным для городских госзаказчиков) функционал электронного документооборота на этапе исполнения госконтрактов, заявил заместитель начальника управления автоматизации закупок и системной интеграции столичного департамента по конкурентной политике Сергей Корнеев в ходе заседания Контракт-клуба Москвы.

“Сейчас исполнение контрактов выпадает из поля зрения – не оставляет следов в информационных системах, – сказал Корнеев. – Планируем в декабре осуществить переход на электронный документооборот в рамках исполнения контрактов с использованием универсального передаточного документа (УПД)”.

При этом Корнеев отметил, что эта задача решается как на уровне ЕАИСТ, так и на уровне Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок, за которую отвечает Федеральное казначейство.

Ранее заместитель руководителя Казначейства Анна Катамадзе отмечала, что ряд принятых и планирующихся (в том числе, в рамках так называемого оптимизационного пакета – предполагается, что будет внесен в Госдуму осенью) поправок к закону “О контрактной системе” (44-ФЗ) предполагает автоматизацию процессов, следующих после подписания контракта. Речь идет, в частности, о претензионной работе, о приемке товаров, работ, услуг.

“Впервые регулируем автоматизацию процессов после заключения контракта, – говорила в июне Катамадзе. – С 1 января этого года уже используется универсальный передаточный документ – он абсолютно легитимен. С 1 июля текущего года заказчики смогут использовать механизм электронного актирования, а с 1 апреля следующего года это станет обязанностью”.

Корнеев рассказал также, что в текущем году в ЕАИСТ планируется обновить подсистему мониторинга и интерпретации ошибок (“реестр ошибок”). По замыслу разработчиков в будущем все ошибки ЕАИСТ должны будут проходить через этот модуль, а пользователи, соответственно, станут получать рекомендации по решению возникающих проблем. Предполагается, что это позволит значительно снизить количество обращений в службу техподдержки.

Еще одно планируемое нововведение – запуск в ЕАИСТ функционала “личного кабинета руководителя заказчика”. Такое автоматизированное рабочее место предназначено для консолидации и анализа информации о всех закупках того или иного заказчика. “С помощью этого сервиса руководитель сможет получить полное представление о том, что в организации происходит с закупками”, – сказал Корнеев.

При этом Корнеев отметил, что этот функционал будет доступен, в том числе, для компаний, проводящих закупки в соответствии с законом “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (223-ФЗ). В дальнейшем, возможно, будет реализована версия такого “личного кабинета” для руководителя главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС – орган госвласти, который распределяет средства федерального, регионального или местного бюджета по подведомственным компаниям и организациям), что позволит руководителям ГРБС получать полную и актуальную информацию о закупках подведомственных учреждений.

По словам Корнеева, в настоящее время основные доработки ЕАИСТ направлены на создание функционала, необходимого для обеспечения работы системы в соответствии с положениями 44-ФЗ, которые вступят в силу с 1 октября текущего года.

Госзакупки иностранной электроники предложили запретить


В России предлагают запретить госзакупки радиоэлектронной продукции иностранного производства. Соответствующий проект постановления Правительства, подготовленный Министерством промышленности и торговли, опубликован на федеральном портале проектов.

Документ направлен на поддержку российских предприятий радиоэлектронного комплекса, говорится в пояснительной записке. Проект предусматривает запрет на допуск электронной продукции иностранного производства при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. 

Предусматривается, что Минпромторг будет вести перечень электронной продукции, в отношении которой указанный запрет не применяется ‎и при поставках которой, в том числе в рамках госзакупок, заказчик применяет механизм «второй лишний». Этот механизм предполагает отклонение всех заявок, в которых содержится предложение о поставке таких импортных товаров в случае подачи хотя бы одной заявки, содержащей предложение о поставке из единого реестра российской радиоэлектронной продукции.

Кроме того, устанавливается возможность закупки иностранной электронной продукции только в особых случаях при наличии разрешения Минпромторга. При этом должен обязательно применяться механизм «второй лишний».